Центр профориентационной работы

 

Положение о профориентационной работе

Приказ о профориентационной работе

Координатор работы заместитель директора по ВР Меджитова Ю.М.

План профориентационной работы на 2016-2017 учебный год

 
 Колледжи Краснодара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение
о центре профориентационной работы
на базе кабинета «Технология» МБОУ СОШ №45им . адмирала Ф.Ф.Ушакова г. Краснодара
1. Общие положения
1.1 Основной целью Центра профориентационной работы (далее - Центр) является привлечение педагогического коллектива школы и учреждений профессионального образования, учащихся и их родителей, руководителей предприятий и организаций к активной работе по профессиональной ориентации молодежи, приведению образовательных интересов школьников в соответствие с потребностями рынка труда.
1.2  Задачи Центра:
- оказание профориентационной поддержки учащимся в ходе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у учащихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в соответствии с возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
- возрождение уважения к труду и престижа рабочих профессий;
- информационное сопровождение профориентационной работы (возможности рынка образовательных услуг, потребности рынка труда, оплата и условия труда).
1.3  Центр профориентационной работы создается приказом директора школы.
1.4  Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с учреждениями начального и среднего профессионального образования на основе договора о сотрудничестве.
1.5  Реорганизация и ликвидация Центра осуществляется по приказу директора школы.
                                2. Управление и состав Центра
2.1 Центр возглавляет координатор, назначенный директором школы, в обязанности которого входят:
- взаимодействие субъектов, ответственных за педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся;
- обеспечение тесной связи школы с учреждениями профессионального образования, с предприятиями (организациями), влияющими на профессиональное самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- взаимодействие со службой занятости;
- планирование работы Центра;
- проведение мониторинга  эффективности профориентационной  работы.
2.2. На основании договора школы с учреждениями начального и среднего профессионального образования о сотрудничестве и совместной деятельности по профориентации к работе Центра привлекаются:
Со стороны школы:
- учителя трудового обучения и технологии;
- классные руководители;
- библиотекарь;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- учащиеся.
Со стороны учреждений начального и среднего профессионального образования:
- заместитель директора по учебно-производственной работе;
- заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
- старший мастер;
- преподаватели;
- мастера производственного обучения;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- обучающиеся.
2.3 План работы Центра согласовывается с руководителями учреждений профессионального образования и утверждается директором школы.
2.4 Отчет о деятельности Центра составляется координатором и представляется директору школы и руководителям учреждений начального и среднего профессионального образования.
3. Направления и формы работы Центра
Работа Центра реализуется через образовательный процесс, внеурочную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями начального и среднего профессионального образования и руководителями предприятий (организаций). Она проводится на базе кабинета технологии общеобразовательной школы, оборудованного в соответствии с современными достижениями науки и техники и требованиями к образовательному процессу.
3.1 Работа с учителями:
- обеспечение профориентационной направленности уроков, формирование у учащихся трудовых навыков;
- эффективное использование материально-технических и учебных ресурсов школьного кабинета технологии и учебно-производственных мастерских (лабораторий) учреждений начального и среднего профессионального образования для формирования позитивного отношения к рабочим профессиям;
- проведение мастер-классов по профессиям, семинаров-практикумов.
3.2 Работа с учащимися:
- индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
- консультирование по выбору профиля обучения (индивидуальное, групповое), анкетирование учащихся по вопросу их самоопределения в профессии;
- посещение Дней открытых дверей в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
- встречи с работниками предприятий, учреждений профессионального образования;
- встречи с выпускниками школы, обучающимися в учреждениях начального и среднего профессионального образования;
- творческие конкурсы учащихся школ и обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования;
- посещение традиционной выставки-ярмарки продукции учреждений начального профессионального образования «Трудовые резервы Кубани», участие в ее работе;
- оформление информационных стендов по профориентационной работе.
3.3 Работа с родителями:
- собрания по профессиональному самоопределению учащихся;
- вовлечение родителей, владеющих рабочими профессиями, в проф-ориентационную работу;
- проведение совместных мероприятий родителей и учащихся в рамках плана работы Центра;
- информирование родителей о возможности временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
- пропаганда рабочих профессий среди родителей.
Заместитель директора по ВР                           У. Г. Чавыкина
 
 
                                                                                              УТВЕРЖДАЮ
                                                              
                                                                                             Директор МБОУ СОШ №45
                                                                                             им. Адмирала Ф.Ф.Ушакова
                                                                                                 ___________  Л.Н. Сидорова
 
 
 
План профориентационной работы
на 2015 – 2016 учебный год
 
Цели
·  оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
·    выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
 
Задачи:
·         получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
·       обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
· дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
·  выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
Реализация плана предусматривает активное участие педагогов, родителей учащихся общеобразовательного учреждения, работодателей, сотрудников центра занятости населения и иных заинтересованных лиц в проведении профориентационных мероприятий, направленных на подготовку востребованных в регионе профессиональных кадров.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
Школа должна осознать свою долю экономической ответственности перед страной. Профориентационная работа занимает важное место в деятельности школы, так как она связывает систему образования с экономической системой, потребности учащихся с их будущим. Для благополучия общества необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил возможно более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы принести наибольшую пользу и получить глубокое удовлетворение от своего труда.
Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
В школе профориентационная работа проводится администрацией учреждения, классными руководителями, социальным педагогом, библиотекарем, медицинским работником, учителями-предметниками.
Главные задачи их деятельности по профориентации учащихся:
·         сформировать положительное отношение к труду;
-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;
-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
      -научить анализировать свои  возможности  и  способности, (сформировать  потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности)
 
Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:
-Профессиональная информация.
-Профессиональное воспитание.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей учащихся, преемственности  в содержании, формах и методах работы в начальной, основной, средней  школе.
Профессиональная консультация
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование- изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление психолого-педагогических характеристик учащихся.
Формы работы могут быть следующие:
·         профориентационные уроки;
·         экскурсии;
·         классный час по профориентации;
·         встречи со специалистами;
·         профессиографические исследования;
·         родительские собрания по профориентационной тематике и т.д.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие принципы:
1) Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.
4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Данные памятки предназначены для классных руководителей в работе с учащимися по их профессиональному самоопределению.
 
Формы взаимодействия с учащимися школы с целью профориентации:
-анкетирование и тестирование старшеклассников;
-консультации для школьников и их родителей;
-профориентационные опросники;
-профориентационные игры.
Мероприятия, ориентированные на профориентацию школьников:
-экскурсии на предприятия и в организации с целью ознакомления;
-посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями  (совместно с Центром занятости);
-посещение учреждений профессионального образования   в Дни открытых дверей;
-содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;  
-расположение информационных материалов по профориентации на  школьном  сайте. 
Критерии и показатели эффективности профориентационной работы в школе
В управлении профориентационной работой к наиболее важным относятся вопросы определения критериев и показателей эффективности профориентации. Достижение поставленной цели возможно и оправдано только при активной целенаправленной работе со школьниками, при выявлении их реальных интересов и способностей, формировании убежденности в правильном выборе профессии, отвечающего как их личным склонностям и возможностям, так и потребностям региона, в котором они живут, общества в целом.
К основным  результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относятся:
1. Достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
2. Потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии – это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
3. Уверенность школьника в социальной значимости труда, т.е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся 8-11 классов, отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
4. Степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При
 
№ п/п
 
Мероприятия
 
Срок
выполнения
 
Ответственные исполнители
 
1. Нормативно-правовое обеспечение
 
1.1
 
Изучение нормативно-правовых документов.  Разработка плана профориентационной работы в школе на текущий учебный год.
 
До 01.09.2015
 
Администрация школы
 
2. Информационно-методическое и кадровое обеспечение
 
2.1
 
Изучение методических рекомендаций по организации профориентационной работы среди обучающихся.
 
В течение указанного периода
 
Администрация школы, классные руководители
 
2.2
 
Определение перечня курсов по выбору с учащимися 9 класса.
 
До 01.09.2015
 
Администрация школы, учителя-предметники
 
2.3
 
Расстановка кадров для ведения курсов по выбору и профориентационной работы
 
До 01.09.2015
 
Администрация школы
 
3. Обеспечение условий для формирования социально-экономического профориентационного пространства школы
 
3.1
 
Провести тестирование учащихся 9 класса  «Склонности и профессиональная направленность»
 
Ноябрь,
2015
 
Учитель технологии
 
3.2
 
Провести диагностические методики среди учащихся 9-10  классов с целью выявить у школьников особенности развития самооценки, профессиональную направленность, узнать о личных профессиональных планах.
 
Февраль, 2016
 
Классные руководители
 
 
3.3
 
Проведение профориентационных игр среди учащихся 9-10 классов:
1.    «Угадай профессию»
2.    «Заглянем в будущее…»
3.    «Защита профессий»
 
В течение года по плану работы классных руководителей
 
Классные руководители
  
 
3.4
 
Проведение игры «жизнедеятельности»: «День самоуправления в школе»
 
Октябрь, 2015
 
Совет старшеклассников 
 
3.5
 
Проведение профориентационных опросников   
 
По плану работы учителя
 
Учитель технологии
 
3.6
 
Провести тематические классные часы профориентационной направленности:
8-10 классы –
 «Мастерство и талант»
«Что такое труд»
 «Мои планы на будущее»
 «Профессионализм. Что это?»
 «Планирование профессиональной карьеры»
 
По плану классных
руководителей
 
МО классных руководителей
 
3.7
 
Провести деловую игру среди учащихся
9-10 классов «Кадровый вопрос»
 
Апрель 2016
 
Классные руководители  
 
3.8
 
Посещение учащимися 9 и 10 классов выставки-ярмарки  учебных мест и УСПО, а также учреждений профессионального образования в Дни открытых дверей
 
По плану средних профессиональных учреждений
 
Администрация школы, классные руководители  
 
3.9
 
Проведение обзорных и тематических профориентационных экскурсий с целью ознакомления работы предприятий, условий труда, технологическим процессом
 
По мере согласования с руководителями предприятий
 
Администрация школы, классные руководители  
 
3.10
 
Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул  
 
По согласованию
 
Администрация школы
 
3.11
 
Использование в профориентационной  работеInternet-ресурсов
 
Постоянно
 
Классные руководители  
 
3.12
 
Оформление информационных стендов по профессиональной ориентации в учебных кабинетах,  их обновление.
 
Постоянно
 
Классные руководители
 
3.13
 
Размещение информации по профориентационной работе на школьном сайте
 
Постоянно
 
Классные руководители,
 
 
3.14
 
Информирование учащихся и их семей об образовательных возможностях территориально доступной им образовательной среды начального и среднего профессионального образования.
 
Постоянно
 
Администрация школы, классные руководители
 
3.15
 
Информирование учащихся и их родителей, педагогов школы о проблемах занятости на местном и региональном рынке труда.
 
Постоянно
 
Администрация школы, классные руководители
 
3.16
 
Педагогический совет по вопросу трудоустройства выпускников 9 классов 2015 года.
 
Август 2016
 
Администрация школы
 
 
 
 
 
этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.

 

5. Наличие у учащегося обоснованного профессионального плана. Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества.