Версия сайта для слабовидящих

Программа развития

 

 

Утверждена

на педагогическом совете

 МБОУ СОШ № 45

им.адмирала Ф.Ф.Ушакова

 протокол № ___ от ____г.

Директор МБОУ СОШ № 45

им.адмирал Ф.Ф.Ушакова

 

_________ Л.Н.Сидорова 

 

 

П Р О Г Р А М М А

 

развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 45

им.адмирал Ф.Ф.Ушакова

на 2015-2020 годы.

Краснодар, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Раздел IПаспорт программы …………………………………………….

3

 

Раздел IIИнформационная справка о школе …………………………...

5

 

2.1. Качественная характеристика…………………………………………

5

2.2. Характеристика педагогического коллектива ………………………

5

2.3. Особенности управления школой……………………………………

6

2.4. Социальная среда школы……………………………………………..

7

2.5. Субъекты и источники социального заказа школы…………………

9

2.6. Документы, лежащие в основе разработки программы развития….

9

 

Раздел IIIКонцепция развития школы …………………………………

10

 

3.1. Наше видение миссии школы………………………………………..

10

3.2. Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.

11

3.3.  Перспективы и ожидаемые результаты школы личностно – ориентированного обучения………………………………………………

 

12

3.4. Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы…

13

3.5. Особенности и условия построения личностно – ориентированной модели школы………………………………………………………………

 

14

3.6. Критерии  и мониторинг эффективности развития………………….

14

3.7. Организация учебного процесса……………………………………...

15

3.8. Сохранение здоровья учащихся……………………………………....

16

3.9. Система воспитания…………………………………………………...

16

3.10.Инновационная деятельность школы………………………………..

16

3.11.Программа профессионального роста учителя……………………...

17

3.12.Повышение роли семьи и построение внешних связей…………….

17

 

Раздел IV. Список использованной литературы …………………………

18

 

I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

 

 

Наименование Программы

 

Программа развития МБОУ СОШ № 45им.адмиралп Ф.Ф.Ушакова города Краснодара на 2015 -2020 г.г.

 

Дата принятия решения

о разработке Программы,

дата её утверждения

(наименование и номер

соответствующего нормативного акта)

 

Решение педагогического совета № __ от ___года

 

 

Заказчик Программы

 

МБОУ СОШ № 45им.адмирала Ф.Ф.Ушакова    города Краснодара

 

Разработчики Программы

 

Заместитель директора по учебно- методической работе 

 

Исполнители Программы

 

Педагоги, учащиеся и родители учащихся 

 

Цели Программы

 

Разработать стратегию достижения нового качества общего образования, создать психологически комфортную среду, позволяющую максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса и формирующую личность, способную к постоянному развитию.

 

Задачи Программы

 

- создать максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения учащимися прочных знаний основ наук, иностранного языка, современных компьютерных технологий и умения самостоятельно пополнять свои знания и навыки;

- совершенствовать содержание и формы образования учащихся для качественной подготовки выпускников к дальнейшему образованию и социализации;

- воспитать высокоразвитого гражданина на основе нравственных общечеловеческих ценностей, способного к активной жизни, к труду, к творчеству;

- дать образование на уровне, отвечающем быстрому развитию науки и позволяющем быстро приспосабливаться к постоянным изменениям современного мира;

- реализовать идею общего, интеллектуального, нравственного развития личности средствами гуманизации содержания образования;

- формировать личность с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к жизни в обществе, готовую к осознанному выбору и освоению образовательных программ, со сформированным чувством ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны.

 

Сроки и этапы реализации Программы

 

2015 -2020 годы:

I этап ( 2015 – 2016 гг.) – составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.

II этап (2016-2018гг.) – практический- корректирование проектов, организация адаптивного учебно – воспитательного процесса.

III этап (2019 – 2020 гг.) – результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.

 

Объемы и источники финансирования реализации Программы

 

-  средства муниципального бюджета;

-  текущее финансирование образовательной отрасли;

-  привлеченные средства;

- грантовая поддержка.

 

Ожидаемые конечные результаты

 

 

 

Новое качества общего образования, создание психологически комфортной среды, позволяющей максимально реализовать возможности всех участников образовательного процесса и формирующей личность, способную к постоянному развитию.

Сформированность у выпускников способности к постоянному саморазвитию и ответственности за свою судьбу и судьбу своей страны

 

Система организации контроля за ходом исполнения Программы

 

Система контроля за исполнением Программы обеспечивается городским управлением образования, администрацией школы.

Промежуточные итоги реализации Программы доводятся до сведения  трудового коллектива школы, родителей, учащихся в процессе работы, педагогических советов, конференций, Попечительского Совета, родительского комитета, Совета школы, Совета старшеклассников, совещаний, собраний.

 

 

II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ

 2.1.     Качественная характеристика.

МБОУ СОШ № 45им.адмирала Ф.Ф.Ушакова открыта  1958 году.

 

Учредитель школы : 

 

администрация муниципального образования         г. Краснодар 

·Департамент образования администрации муниципального образования  г. Краснодара

· Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования г. Краснодар

 

Лицензия

 

Серия 23 Л 01 №0000286 регистрационный номер  от 07.03.2012 г.  ИНН ­­­­­­2311042134

 

Юридический адрес школы:   

 

Краснодар,  ул. Академика Трубилина, 49

 

Здание школы

 

типовое

 

 

   В школе имеется:

 

-  залы: спортивный и актовый;

- библиотека;

- буфет;

- мастерские для трудового обучения;

 

Техническое состояние школы - удовлетворительное.

В 2014-2015 учебном году в школе обучается 545 учащихся в две смены. Скомплектовано 24 класса комплекта. Школа работает в режиме шестидневки.

Первые  классы обучается по программе «Школа России».

Продолжительность урока – 40 мин.,   в первых классах – 30 мин.

 

2.2.     Особенности управления школой.

Административное управление осуществляет директор и его заместители.

Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников образовательного процесса через Управляющий Совет школы, педагогический совет, методический совеет, родительский комитет, ученическое самоуправление, общешкольную конференцию.

Заместители директора реализуют прежде всего оперативное управление образовательным процессом и осуществляют  мотивационную, организационно-исполнительную, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функцию.

 
 

2.4. Субъекты и источники социального заказа школы.

Большинство родителей ограничивают свое сотрудничество со школой контролем за выполнением домашних заданий детей, имеют недостаточное представление о состоянии школьных дел. В социальном заказе они ставят на первый план обеспечение подготовки для поступления в вузы, средние специальные заведения, подготовку к жизни в условиях рынка и развитие способностей.

III. КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

3.1.Наше видение миссии школы.

Концепция школы – самореализация личности учителя и ученика в общеобразовательном школьном социуме; для каждого ученика – равные стартовые возможности, дифференциация обучения, укрепление физического и психического здоровья; индивидуальный подход к одаренным учащимся и учащимся с трудностями в обучении.

Самореализация включает в себя самоактуализацию как стремление человека к более полному раскрытию своих потенциальных возможностей и проявлению своих личностных качеств, а так же самовыражение как предъявление этих качеств другим в обществе и деятельности.

Самореализация, по мнению З. Фрейду, локализуется в бессознательном слое человеческой психики и проявляется в «стремлении к удовольствию», присущем человеку с рождения.

Э.Фромм самореализацию связывает с потребностями человека в индентизации и целостности. Индентизация и есть то «ощущение», которое позволяет индивиду с полным основанием сказать о себе как о «Я», и социальная среда активно влияет на эту потребность.

 

В центре самореализации личности, как ее понимает гуманистическая психология, лежат понятия, так или иначе связанные с самосознанием. Самореализация может определяться через познание себя, познание своей самости.

                                                                                  

Самореализация- это ядро личности, ядро без которого человек перестает быть человеком.
Уровни развития личности
 
Уровень развития
 
Факторы развития
 
Результат развития
 
самореализация
 
субъектные
 
индивидуальность
 
формирование
 
социальные
 
личность
 
созревание
 
биологические
 
индивид

                                                     Субъектная ситуация развития

         Для реализации данной концепции школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно – ориентированного образования.
         Личностно – ориентированное образование – это образование учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика развитой самостоятельной личностью. При этом воспитание личности есть сверхзадача, по отношению  к которой обучение знаниям, умениям и навыкам, необходимое для образования, выступает как средство образования.
         Что бы правильно организовать личностно – ориентированное образование учащихся, надо установить такие условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека. Этими условиями и факторами являются:
- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера.
Они могут быть ярко выраженными и очень незначительными. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются, развиваются, а дурные – сглаживаются. Главное – воспитание должно быть направлено на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;
- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов  приводят к тому, что значительное число детей не получают разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возместить издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;
- социальная среда, в которой живет и развивается человек это и среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкая, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнении, шкалы ценностей, господствующих взглядов;
- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек.
От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково его влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
 
         Система личностно – ориентированного образования
 
1. Психолого – педагогическое сопровождение развития ребенка
 
Психологическая служба
 
2. Классно – урочные занятия
 
Программа образования
 
3. Занятия по выбору учащихся, факультативы, НОУ, спецкурсы, профили
 
4. Самообразование
 
5. Клубная (внеурочная) работа школы
 
Программа воспитания
 
6. Общешкольное ученическое самоуправление
 
7. Трудовая деятельность учащихся
 
Социальная служба
 
8. Сохранение и укрепление здоровья школьников, социальная адаптация ребенка

 

          Личностно-ориентированное образование в школе направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.
3.2.    Основополагающие идеи организации жизнедеятельности школы.
Учащиеся в школе, осуществляющей личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться, а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, законопослушного члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью счастье себе и добро и пользу всему обществу.
Исходя из этого школа ставит перед собой следующие цели:
-  обеспечение равных условий для реализации конституционного права граждан на образование;
- создание условий для непрерывного образования в соответствии с интересами личности;
- повышение роли образования в воспитании личности;
- обеспечение социальной защищенности участников образовательного процесса;
Задачи:
- поиск содержания и организационных форм включения учащихся в учебно- научное исследование, расширение этой работы  до 5 – 8-х классов в рамках предметов по выбору;
- определение педагогической основы и создание соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной организации, объединяющей разнообразные зоны развивающей деятельности (кружки, секции, система соуправления и самоуправления);
-активизация деятельности психологической службы в определении перспектив развития школы;
- совершенствование работы, направленной на демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного процесса « ученик – родитель – учитель»
- совершенствование системы воспитания здорового образа жизни, совершенствование здоровьесберегающих технологий обучения и формирования у учащихся бережного отношения к своему здоровью;
- более глубокое овладение техникой составления учебного плана школы, более оптимальное использование возможностей.
В основу учебно–образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:
- гуманизации образования, предполагающей индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.
3.3.  Перспективы и ожидаемые результаты работы школы
Сложившаяся система работы школы позволяет, исходя из решения триады задач – вариативности, обеспечения дифференциации и гуманизации образовательного процесса при создании системы психолого – педагогического мониторинга, - перейти к реструктуризации  учебно – воспитательного процесса и реорганизации системы управления.
I ступень – начальная школа: традиционные программы – «Школа России» и программы развивающего обучения;
II ступень –основная школа (5 – 9 классы): расширение круга образовательных услуг за счет вариативной части – спецкурсов, факультативов, НОУ, групповых занятий с одаренными детьми, пропедевтических курсов.
 III ступень – средняя школа (10 -11 классы): от изучения предметов по выбору к профильному обучению (согласно выбранному направлению школы); довузовская подготовка учащихся.
3.4. Этапы освоения и внедрения новой концепции развития школы
I этап ( 2015 – 2016 гг.) –
составление программы развития школы: образовательных и воспитательных проектов; защита проектов, апробация и внедрение.
II этап (2016-2018гг.) –
практическое корректирование проектов, организация реализации концепции школы в  учебно – воспитательном процессе.
III этап (2019 – 2020 гг.) –
результативный – самоконтроль и экспертная оценка результатов обучения, воспитания и развития.
В основу организации образовательного и инновационного процессов в нашей школе положен системно – деятельный подход, который
Способствует развитию в каждом школьнике творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;
Пробуждает деятельностное начало, пронизывающее все ступени обучения и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся знаний, должен обеспечить
а) мобильность выпускника школы, способность к самостоятельному освоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским, продуктивным типами деятельности.
3.5. Особенности и условия построения личностно – ориентированной модели школы
 
·         Создание индивидуального облика школы выявление оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу.
·         Отношения учителей и учащихся строятся на основе взаимного уважения, принятия друг друга, соучастия, сопереживания, сотрудничества, сотворчества.
·         Использование педагогических технологий, методов и техники работы учителя природосообразной, личностно-ориентированной, здоровьесберегающей направленности.
·         Дифференциация и индивидуализация обучения достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.).
 3.6. Критерии  и мониторинг эффективности развития:
Для анализа эффективности программы предлагаем мониторинг деятельности школы по следующим критериям:
 
Критерий
 
Способы контроля
 
 
1. Уровень научной обоснованности  учебного плана школы
 
Экспертиза
 
2. Уровень научно-методического обеспечения и его соответствие целям и задачам преобразования
 
Экспертиза, анализ деятельности
 
3. Уровень кадрового, финансового,  и материально-технического обеспечения образовательной системы
 
Итоги аттестации
 
4. Профессиональная и психологическая готовность коллектива к работе в новом режиме: потребность и способность постоянного обновления методического инструментария, стремления к самообразованию
 
Тестирование, анализ работы методических объединений и методического совета школы
 
5. Уровень воспитанности и обученности учащихся
 
Тесты, контрольно-измерительные материалы, результаты ЕГЭ, анализ данных по поступлению выпускников школы в вузы 
 
6. Уровень сформированности ценностных установок и ориентаций на основе нравственных идеалов
 
Социологический опрос, тесты
 
7. Уровень развития творческих способностей учащихся
 
Тесты, анализ результатов деятельности
 
8. Уровень сформированности рефлексии
 
Тесты, анализ достижений
 
9. Уровень успешности выпускников школы
 
Анализ достижений выпускников, социологический опрос
 
10. Рейтинг школы в профессиональном сообществе и в общественном мнении
 
Социологический опрос, анализ достижений школы
 
11. Состояние здоровья учащихся
 
Анализ данных по состоянию здоровья детей и тенденций по изменению.
 
12. Успешность системы управления школы ( в том числе общественного)
 
Экспертиза
 
13. Адекватность системы диагностических средств
 
Экспертиза контрольно-измерительных материалов, тестов, используемых для мониторинга.
 В качестве контрольной группы для повышения достоверности полученных данных об эффективности программы развития предполагается взять образовательное учреждение аналогичного типа в городе и крае.
3.7. Организация учебного процесса.
Для более эффективной организации учебного процесса в школе необходимо решить следующие задачи:
-   обеспечить возможность реализации образовательных потребностей учащихся;
- строить учебный план в логике целей и задач школы;
- постоянно обновлять и совершенствовать образовательные программы;
- интегрировать в образовательный процесс новые педагогические технологии, в том числе проектирования, интернет-проектирования, социального проектирования, дистанционного обучения, а также другие  информационные технологии;  шире использовать интерактивные формы деятельности (дискуссии, семинары, конференции, деловые игры);
-  логично выстраивать межпредметные связи;
-  осуществлять единые  требования  к качеству образования учащихся всей школы;
-  использовать здоровьесберегающие технологии в условиях получения образования  повышенного уровня;
-  расширять предметность для выбора в образовательном процессе.
3.8. Система воспитания
При организации воспитательной работы в школе считаем важным решение следующих задач:
- обеспечить возможность реализации творческих способностей всех учащихся;
- создать условия для обеспечения многообразия форм и содержания урочной и внеурочной деятельности с целью расширения предметности выбора учащихся;
-  максимальное нейтрализовать негативное влияние социума на личность;
- осуществлять психолого-педагогическую поддержку учащихся в ситуации выбора предпочтительного вида деятельности;
- создавать условия для переживания каждым учеником ситуации успеха в какой-либо образовательной деятельности;
- укреплять традиции, сложившиеся в школе;
- создавать условия для развития совместной  детско-взрослой деятельности;
- воспитывать толерантность и умение жить в условиях постоянно меняющегося социума и диалога культур;
- обеспечить положительный эмоциональный фон в организации воспитательной работы.
3.9. Инновационная деятельность школы
Инновационная деятельность школы является важнейшим направлением работы, обеспечивающим режим постоянного развития всех участников образовательного процесса. Основными задачами этого направления считаем:
- обеспечить возможность овладения основами проектирования для всех участников образовательного процесса;
- выделить приоритетные направления инновационной деятельности;
- развивать проектное мышление и рефлексивную позицию у всех участников образовательного  процесса.
3.10. Сохранение здоровья учащихся
Для обеспечения максимального сохранения здоровья учащихся в условиях повышенного уровня обучения следует решить следующие задачи:
- проводить мониторинг здоровья учащихся на протяжении всех лет обучения в школе;
- проводить мониторинг условий обучения и улучшать их (освещение, мебель, воздушно-температурный и двигательный режим и т.д.);
- повысить качество уроков физической культуры, осуществлять дифференцированный подход к учащимся на уроках физической культуры;
- проводить контроль качества питания в школьной столовой;
- пропагандировать внедрение здоровьесберегающих технологий.
3.11.  Программа профессионального роста учителя
 
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализовываться в жизни, могут только педагоги, обладающим высоким профессионализмом и творческим потенциалом.
В школе сложилась система, обеспечивающая высокий уровень мотивации учителя в профессиональном росте. Она складывается из мер морального и  материального стимулирования высоко профессионального труда учителя. В этом направлении гимназии ставит перед собой следующие задачи:
- совершенствовать систему морального и материального стимулирования педагогических работников;
- оптимально использовать  возможности городской, краевой и федеральной методических служб для повышения квалификации учителя;
- осуществлять психологическую поддержку педагогов в ситуации выбора в образовательной деятельности;
- совершенствовать формы и методы передачи идей и оснований передового педагогического опыта;
- развивать идею наставничества и передачу опыта молодым педагогам;
- способствовать освоению педагогами новых образовательных технологий. 
3.12. Повышение роли, ответственности семьи и построение внешних связей
В связи с изменившимися условиями перед образовательными учреждениями возникают новые задачи, связанные с повышением роли семьи в образовательном процессе и развитием общества. Их можно сформулировать следующим  образом:
-  информировать родителей обо всех событиях, происходящих в системе образования;
- проводить психолого-педагогический  всеобуч для родителей через систему родительских собраний и средства массовой информации;
- вовлекать родителей в совместную образовательную деятельность и привлекать их к участию в органах общественного управления образованием;
- формировать единого образовательного пространства через использование в воспитательно-образовательном процессе школы педагогических и научных кадров  высших учебных заведений, технических и культурных возможностей вузов, научно-исследовательских институтов, учреждений дополнительного образования города и региона;
- развивать органы общественного управления школой. 
IV. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Безрукова В. С. Директору об исследовательской деятельности школы. М.:.
Загвязинский В. И. Гильманов С. А. Творчество в управлении школой. М.:.
Поташник М.М., Моисеев А.М. «Управление развитием современной школы». – М.: Новая школа.
Поташник  М.М,   Организация опытно-экспериментальной  работы  в школе. — М.:.
Левит М.В. «Как сделать хорошую школу?!» - М.: Центр «Педагогический поиск».
Теория и практика педагогическо­го эксперимента/Под ред. А.И.Пискунова, Г.В.Воробьева. — М:.
Фрумин И.Д., Пинский А.М., Каспржак А.Г., Юсфин С.М. «Система координат или возможная схема разработки программы развития школы». – «Директор школы».
Чечель И.В. Научно-исследовательская работа в школе. М.:
 
Программа, промежуточный и ежегодный анализ результатов реализации программы
 
1. Информационная справка о школе.
   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 45 в этом учебном году работала над проблемой «Реализация личностно – ориентированного образования» в рамках методической проблемы школы на  I этапе (2015-2016 г.г.). 

В школе обучается 647 учащихся в две смены. Скомплектовано 24 класса комплекта. Школа работает в режиме шестидневки. Первые  классы обучаются по программе «Школа России». Продолжительность урока – 40 мин.,   в первых классах – 30 мин.

Учебно-воспитательную деятельность осуществляют 31 педагог, из которых высшее образование имеют 29 человек, с/специальное 2 человека. Высшая квалификационная категория у 2 чел., первая квалификационная категория у 8 чел., вторая квалификационная категория у 4 чел.,     без категории -17. 

Средний возраст учителей 40 лет. 
Школа размещается в здании удовлетворительного состояния. Имеются оборудованные кабинеты физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, мастерские, библиотека, буфет, спортзал и оборудованная спортплощадка. Есть медицинский кабинет, кабинет для проведения медосмотров.




 

Прикрепленный файлРазмер
samoonaliz2016.doc173.5 кб